Механические способы декоративной отделки изделий.



Механические способы декоративной отделки изделий.



Крацевание
это обработка изделий при помощи металлической щетки. Для стальных изделий применяются щетки с диаметром стальных проволочек 0,15—0,2 мм, а для мягких — щетки с латунной проволокой диаметром 0,1 мм. При этом щетку можно смачивать слабым раствором поташа (до 3%), пивом и даже квасом. Для ускорения процесса щетки можно закреплять в патроне электрической дрели.

Шлифование изделия
или отделочных частей осуществляется шлифо¬вальными шкурками или абразивными порошками. Для ускорения про¬цесса шлифования можно также применять ручную дрель с приспособ¬лением для закрепления войлочных кругов, на которые столярным клеем наклеивают абразивный материал: корунд, наждак и т. п.

Полирование
небольших поверхностей производится кожей, суконными тряпочками, фетровыми и деревянными предметами с нанесенными на них мелким абразивным материалом или полировальной пастой. К твердым абразивным материалам относятся корунд, наждак, карбиды кремния и бора, синтетический алмаз разной зернистости. К полировальным пастам относят¬ся паста ГОИ и алмазные пасты разной зернистости. Для полирования внутренних поверхностей применяются фетровые на¬садки в виде шариков и конусных валиков, на которые наносится слой пасты. Ускорить процесс полировки можно использованием фетровых или хлопчатобумажных кругов и различных шариков и стержней, укреплен¬ных на шпинделе, электрической дрели или бормашинке.

Химический способ декоративной отделки изделий



При этом способе поверхность изделия покрывается декоративными пленками путем нагрева или обрабатывается различными химическими растворами. Эти покрытия в ряде случаев выполняют не только деко¬ративные, но и антикоррозийные функции. Для нанесения покрытий из¬делие тщательно очищают от окалины на пескоструйной установке или чистят проволочной щеткой или молотой пемзой с водой. После просушки деталь готова к дальнейшей обработке.

Оксидирование
это покрытие изделия оксидной пленкой при нагреве. В зависимости от температуры нагрева (можно нагревать даже паяль¬ной лампой) получают различные цвета побежалости. После того как вся поверхность приобретет одинаковый цвет, ее покрывают слоем пчели¬ного воска (наващивают), а затем тщательно растирают и полируют.

Воронение поверхности
осуществляется путем покрытия очищенной по¬верхности изделия различными маслами (льняным, конопляным) или кис¬лотами с последующим прогреванием изделия на огне.В зависимости от сорта масла, кислоты и степени нагрева поверхность приобретает черный, темно-синий, фиолетовый и другие цвета. Если из¬делие будет находиться в помещении, то его целесообразно навощить (покрыть слоем воска) и отполировать, а если на улице, то покрыть цапон-лаком или масляным лаком для наружных покрытий, в который добавлено 20% воска для устранения блеска. Для получения черно-ко-ричневого цвета очищенное изделие покрывают натуральной олифой (или другим растительным маслом) и нагревают до температуры 300—400 °С. Серые цвета (светлые и темные) можно получить, если изделие обрабо¬тать слабым раствором азотной кислоты (1 часть кислоты на 10 частей воды). Синий и синевато-черный цвета получаются при погружении изделий в кипящий раствор следующего состава: каустическая сода (едкий натр) —700 г, нитрид натрия — 250 г и нитрит натрия (натриевая селитра) — 200 г на 1 л воды. При погружении в расплавленную натриевую селитру (t°=310—350 °С) на 2—3 мин получают пленку синеватого цвета.

Если кованые изделия сделаны из меди или латуни, то их можно окрасить в черный цвет, опуская в раствор с 12—15 г серной печени и 15 г аммиака, растворенных в 1 л воды. Приготовляют серную печень так: смешивают поташ и серу (отношение 2:1), расплавляют на сковородке при постоянном помешивании в течение 20 мин (лучше на электроплитке), выливают на чугунную или керамическую дощечку, дают остыть и затем растирают в порошок. Цвет меди от красно-бурого до темно-бурого получают в растворе с 2—3 частями серной печени в 1 л воды. При этом чем слабее раствор, тем светлее окраска. Изделия обрабатывают приготовленными растворами, сушат и зачищают латунной щеткой.

Цвет старой меди получают путем смачивания изделия в растворе «для чернения», а затем чистят порошком пемзы до желаемого цвета. Цвет медной зелени получают, опуская в раствор с 120 г тиосульфата натрия и 40 г уксусно-кислого свинца, растворенных в 1 л воды. Раствор нагревают до 60°С и наблюдают за изменением цвета. В зависимости от времени выдержки получают оттенки от зеленовато-голубого до серова¬то-белого. Коричневый цвет различных тонов можно получить при погружении (или покрытии) нагретого изделия в раствор сернистого аммония (20— 25 г сернистого аммония на 1 л воды). В зависимости от температуры предварительного нагрева изделия изменяется тон цвета: чем выше темпера¬тура, тем темнее тон. Темно-бурый цвет поверхности изделия получают в растворе: 30 г сульфата меди, 15 г хлората калия, 10 г перманганата калия на 15 л воды. Раствор нагревают до 100 °С и погруженное изделие слегка трут тампоном. Цвет от желто-оранжевого до синего можно получить, обработав изделия из латуни в смеси растворов: 130 г гипосульфата натрия на 1 л воды (первый раствор) и 35 г азотно-кислого свинца на 1 л горячей воды (второй раствор). Затем оба раствора сливают вместе.
Протравленный в азотной кислоте и промытый в воде предмет погру¬жают в нагретую до 80°С смесь растворов. При получении желаемого цвета изделие быстро вынимают из раствора, промывают, просушивают и покрывают бесцветным лаком для закрепления полученной цветовой пленки. Серые и черные цвета получают при наложении (щеткой или кистью) хлористой сурьмы на готовое изделие. В зависимости от концентрации раствора и времени обработки достигают различных тонов черного цвета. Получив нужный тон, изделие промывают и просушивают. Более простой способ обработки изделий из меди и латуни — травление поверхности крепкой азотной кислотой. При этом способе необходимо соблю¬дать особую осторожность и обрабатывать поверхность в хорошо провет¬риваемом помещении или на улице. На подготовленную поверхность на¬носят при помощи стержня с ватным тампоном крепкую (или разведенную водой) азотную кислоту, после чего начинается бурная реакция с выделением газов и поверхность начинает постепенно зеленеть, а потом чернеть. Для получения темных тонов изделие (после прекращения реакции) нагревают и процесс повторяют. Затем изделие охлаждают, промывают в горячей проточной воде и высушивают. После этого его окончательно шлифуют и полируют. Изделие из алюминия, как и из других цветных металлов, можно обрабатывать просто копотью от керосиновой горелки или от горящей бересты, а затем протереть тампоном, смоченным в керосине, те места, в которых необходима пониженная плотность потемнения, создавая тем самым необходимый колорит всего изделия.

Темно-серый цвет алюминия получают при обрабатывании поверхности раствором соляной кислоты с небольшим добавлением раствора медного купороса и серной кислоты (3—5%). Цвет изделия зависит от концентра¬ции раствора и марки алюминия. Отделку изделий из серебра под старое серебро проводят раствором серной печени из расчета 10—20 г на 1 л воды. Реакция протекает быстрее и качественнее, если раствор будет свежим и слегка подогретым, а изделие перед погружением нагрето. Для меднения стальных изделий их опускают в раствор, состоящий из 50 г серно-кислого оксида меди и 50 г концентрированной серной кислоты на 1 л воды. После омеднения предмет споласкивают водой и сушат.

Электрохимические (гальванические) способы отделки поверхностей Электрохимический способ отделки поверхностей заключается в покрытии поверхности одного металла другим вследствие его осаждения из растворов солей под действием электрического тока, однако эти способы довольно сложны и используются в основном в промышленности. Если кто-то из вас захочет серьезно изучить эти способы, прочитайте специальную лите¬ратуру1. К декоративной отделке изделий следует отнести и нанесение рисунков и орнаментов при помощи специальных инструментов. Гравирование — это нанесение на подготовленную поверхность изделия рисунка или рисунка рельефа при помощи резцов (штихилей). Существует несколько способов гравирования: плоскостное (двухмерное) гравирование под «чернь» и обронное (трехмерное). При приме¬нении этих способов создается объемный рельеф поверхности. Гравирование производится при помощи бормашинок, дрелей и специальных станков. Наибольшее распространение оно находит при отделке кованых изделий. В каче¬стве основного режущего инстру¬мента тут применяют разнообраз¬ные фрезы, шлифовальные камни, штихели всевозможных фасонов, различные шлифовальные доски и шнурки, закрепленные на специальных кругах. Кроме механического гравирования, в настоящее время внедряется и химическое гравирование, суть которого заключается в том, что рисунок или орнамент вытравливается на подготовленной поверхности раствором кислоты. Травление может быть позитивным и негативным. В первом случае вытравливается (углубляется) сам узор или рисунок, во втором — образуется фон, а узор остается выпуклым. Перед травлением необходимо подготовить рабочую поверхность, т. е. обезжирить и хорошо отполировать ее. Затем на эту поверхность наносят слой кислотостойкой мастики, состоящей из двух частей парафина, двух частей мастиковой смолы и одной части битума. Всю смесь разводят в скипидаре и кистью наносят на изделие. После просушки на подготовлен¬ную поверхность иглой наносят рисунок, затем закрывают обратную (не¬рабочую) сторону воском и изделие опускают в ванну с травильным раствором. В качестве травильных растворов используют разбавленные кислоты. Не забывайте, что при составлении растворов кислоту надо лить в воду!

Сталь травят в водном растворе серной кислоты (отношение 1:10). Медь и латунь травят в разбавленной азотной кислоте. Когда изделие протравится на достаточную глубину, его извлекают из ванны и тщательно промывают в проточной воде. Затем изделие не¬много нагревают и слой покрытия снимают тряпочкой, смоченной ски-пидаром.




Hosted by uCoz