ВСЕЧКА И НАСЕЧКА

Декоративное оформление кованых изделий осуществляется путем зачеканивания в подготовленную поверхность или в специальные канавки цветного металла (золота, серебра, алюминия и др.). Этот способ украше­ния оружия, доспехов, а также бытовых столовых предметов очень древний и широко применялся у кузнецов-оружейников Киевской Руси, на Кавказе, а позднее — на тульских, ижевских и златоустовских оружейных заводах. Всечка, или врезаная инкрустация, проводится путем зачеканивания тонкой проволоки, полосы или фрагмента из листового металла. В первом случае рисунок гравируют (штихелем или зубильцем) по контуру углублен­ной канавкой с сечением типа «ласточкин хвост» и в эту канавку уклады­вается проволочка и зачеканивается. Используя различные способы всечки, можно получать всевозможные рисунки и даже поверхности. Проволока может идти в одну нитку (сплошную или штриховую) или располагаться рядами, образуя поверхность. Кроме этого, проволоку можно расклепывать до уровня поверхности или оставлять ее несколько выпуклой и на этой поверхности наносить зубильцем насечку, придавая линии характер витых шнуров. Всечка полосы или фрагмента из листового материала осуществляется в подготовленный участок,основание которого насечено мелкой сечкой. Вырезанный из тонкого листа фрагмент узора (листок, завиток и др.) укладывается в углубление на насеченную поверхность и вбивается молотком 



или чеканом, а затем края рисунка несколько подправляются штихелем. При этом рисунок также может быть вровень с фоном или несколько при­поднят.

Работа заканчивается общей полировкой изделия.

Насечка не требует оформления углублений, а цветной металл наби­вается на предварительно подготовленную поверхность изделия, которая имеет углубления в виде мелкой сетки. Насечка наносится специальным зубильцем или сечкой. Затем на поверхность накладывают проволоку или листовую заготовку и, ударяя по ней молоточком, забивают металл в эту поверхность. Иногда для более плотного закрепления рисунка на изделии его дополнительно рассекают притупленным зубилом,

Скань, или зернь,— виды декоративной отделки изделий путем припайки узоров из скрученных проволок или отдельных шариков.

Обычно для скани берут чистые металлы: медь, серебро, золото, такие сплавы обладают меньшей пластичностью и вязкостью. Если нет проволоки требуемого диаметра, то ее подвергают волочению через ряд фильер (умень­шающихся отверстий). Однако надо помнить, что проволока при воло­чении упрочняется и ее необходимо периодически отжигать, а затем отбели­вать в слабом растворе серной кислоты. Свивку скани лучше всего прово­дить, используя электродрель.

Свивка должна быть плотной и ровной. Обычно свивку делают из двух проволок, но можно и из трех, а также из уже свитых шнуров. Делают скань и плетенкой из трех проволок или из канители (толстая проволока обвивается одной или несколькими тонкими проволочками).

Зернь — мелкие шарики — изготавливается следующим образом: раз­рубают проволоку на одинаковые части, длина которых равна диаметру проволоки, высыпают на твердую ровную металлическую поверхность и начинают обкатывать их ровной поверхностью до получения шариков.

Изготовление шариков можно проводить и путем оплавления. Тонкую проволоку навивают (виток к витку) на гладкий цилиндрический стержень небольшого диаметра, а затем эту спираль рубят на отдельные колечки. Смешав колечки с угольным порошком, их нагревают в муфельной печи до оплавления. Колечки, разделенные друг от друга углем, спекаются в правильные шарики одинакового размера. В небольшом количестве зернь можно получить, оплавляя колечки на листовом асбесте, слюде или куске угля.

Набор скани начинают с установки наиболее крупных элементов ри­сунка, выполненных из толстой скрутки, а затем устанавливают мелкие фрагменты и зерна. Места под зернь обычно намечают легким ударом керна. Перед пайкой набор скани сажают на столярный или вишневый клей, а в настоящее время — на нитролак или клей БФ.

Пайку скани проводят специальными припоями, состоящими из 1 части чистой меди и 2 частей серебра пробы 875 (для меди); 1 части меди и 4 частей серебра (для серебра); 3 частей чистого золота и 8 частей чистого серебра (для золота). В качестве флюса применяют буру.

Прокаленную и мелкоизмельченную буру смешивают с припоем (отно­шение 1:1) и посыпают предварительно смоченное водой (или слабым раствором буры) подготовленное к пайке изделие. Пайку проводят пламе­нем бензиновой горелки или при помощи «февки» — стеклянной или метал­лической трубочки. В процессе пайки клей сгорает, а скань плотно соеди­няется с изделием. Затем изделие отбеливают в горячем 5%-ном растворе серной кислоты до полного удаления всех следов флюса (буры). В даль­нейшем при необходимости скань можно отшлифовать, а на крупных эле­ментах даже сделать насечку.

Алмазная грань — это огранка стальных шариков со сквозным отвер­стием размером от десятых долей миллиметра до 5—8 мм и крепление их «гвоздиками» к поверхности изделия для формирования рисунка. Ал­мазные шарики могут собираться в гирлянды на тонких нитях, в резуль­тате чего, достигается эффект сверкания драгоценных камней. Этим видом украшения — «гранеными каменьями» — в совершенстве владели тульские мастера XVIII — начала XIX века. Форма отдельных зерен была круглой, овальной, грушевидной и др., число граней от 16 (простая огранка) до 86 (королевская огранка). Для украшения изделия необходимо было изго­товить до 30—40 тысяч разнообразных «каменьев».





Hosted by uCoz